ПРОФЕССИЯ И ПРИЗВАНИЕ Протоиерей Алексий Борискин
Отец Алексий, как для Вас проходили выбор профессии врача и знакомство с верой?
– Нельзя сказать, что к медицине я испытывал большой интерес, – у меня в семье не было медиков. Но родители с детства говорили: «Хорошо, если бы Леша стал врачом». В выпускных классах школы с выбором профессии я определился окончательно. Тогда у нас были курсы по разным профессиям, я выбрал медицину и понял, что это действительно интересно.
В институт поступил со второго раза, год работал санитаром в детском травмпункте. ЛОР-специальностью заинтересовался только на пятом курсе, посещал студенческое научное общество, параллельно узнал, что в Новгородской детской областной больнице нужен врач-оториноларинголог. Встретился с Юрием Александровичем Долиной, который был тогда заведующим детским ЛОР-отделением в Новгороде. Он окончательно убедил меня, что ЛОР-врач – самая лучшая специальность на свете и что, в отличие от взрослых, дети – самые благодарные пациенты и общение с ними позитивно сказывается на внутреннем мире врача. Интернатуру я уже проходил в детской областной, там и остаюсь по сегодняшний день.
Я не был с детства крещен, и знакомство с христианством произошло у меня через рок-оперу «Иисус Христос – супер-звезда», которую в конце 80-х мы смотрели на первых видеомагнитофонах. Через нее я узнал евангельскую историю, и на этой волне мне захотелось осознанно сходить в храм. Там я получил нагоняй от местных бабушек: не так стою, не так молюсь… И подумал тогда, что вряд ли приду сюда еще раз.
Но душа все равно чего-то искала. Особую роль снова сыграла рок-музыка, теперь «Русский альбом» группы «Аквариум» помог мне еще раз прийти в храм. Тогда, во время учебы в Петербурге, в моем круге общения появились воцерковленные люди, которые объяснили, что такое крещение, для чего оно нужно, как к нему подготовиться. Я сходил на катехизаторскую беседу со священником, прочитал Евангелие, постился Великий пост, и после Пасхи крестился. Как сейчас помню, это было 9 мая 1993 года.
А как произошло Ваше становление в качестве врача-священника?
– Когда был студентом и приезжал на каникулы в Новгород, то приходил на службы в храм святых Бориса и Глеба, где многие мои друзья были алтарниками. Отец Олег, который и по сей день является настоятелем этого храма, всегда был очень расположен к общению с молодежью. Мы все принимали участие в богослужении, пели, читали, пекли просфоры, куда-то вместе ездили. Все это меня вдохновило, и я тоже стал алтарничать.
Как-то на одной из праздничных служб отец Олег представил меня архиерею со словами: «Вот у нас есть врач, постоянно заставляет меня ходить в свою больницу крестить больных детей. Им бы туда своего капеллана надо!» И где-то через полгода, на праздник святых Бориса и Глеба в 1999 году, на всенощной я предупредил отца Олега, что у меня завтра рабочий день, операции, и на литургии я быть не смогу. «Очень жаль», – только и ответил отец Олег. Утром я пришел в больницу пораньше, выполнил основную работу, а остальную перенес на потом, так что к 10 часам все-таки успел на архиерейскую службу.
В тот день владыка рукоположил меня во диаконы. А через месяц, на праздник преподобного Варлаама Хутынского, – во пресвитеры.
Что общего в служении священника и врача?
– Во-первых, и там и тут ты помогаешь ближним. К священнику люди обращаются за духовной поддержкой, за помощью, как им найти Бога. К врачу обращаются за помощью для того, чтоб справиться с болезнью. Врач несет в себе медицинские знания, священник – духовный опыт Церкви. И в храме, и в больнице люди ищут исцеления, помощи и поддержки.
Во-вторых, в плане организации. В больнице люди приходят в приемный покой с жалобами. Доктор их выслушивает, назначает лечение, при необходимости госпитализирует, проводит операции. В храме очень похоже: на исповеди прихожане подходят с вопросами и проблемами, а священник совершает для них церковные обряды и Таинства. Первое время я даже заговаривался и на исповеди спрашивал: «На что жалуетесь?» А в больнице: «В чем каетесь?»
Так что много общего. Ведь человек – это единое целое, и врачевать душу и тело тоже надо сообща. Священник должен обладать минимальными медицинскими и психологическими знаниями, чтобы суметь правильно помочь тому, кто пришел к нему за помощью. И врач может многому научиться в Церкви, чтобы и другим помочь, и самому не сломаться, постоянно находясь в состоянии стресса, ведь работа с больными людьми – это постоянный стресс!
Для вас из этого что больше профессия, а что – призвание?
– Конечно, служение Богу в Церкви – это не профессия. Но и врачевание – тоже не просто ремесло. Более пятнадцати лет я пытаюсь совместить в своей жизни эти два служения, но понимаю, что постоянно и там, и там недорабатываю. Когда-то передо мной стоял выбор: Церковь или медицина. Раньше я весьма тяготился (и до сих пор еще не привык!), что везде опаздываю и везде мной недовольны коллеги. Это меня всегда несколько угнетало, но ободрял старый рыцарский девиз: «Делай, что должен, и будь что будет!». Я очень полюбил богослужение и понимал, что от той благодати, которую получаю в Церкви, добровольно не откажусь. При этом я не считал себя вправе и отказаться помогать людям в больнице, имея любовь к своей специальности и достаточные профессиональные навыки. Поэтому так до сих пор и делаю одновременно два дела.
Но последнее время стало легче, прямо как в поговорке: «Первые десять лет всегда трудно, потом привыкаешь». И теперь храмы открыты прямо в больницах!
Сколько больничных храмов в городе?
– Сейчас у нас пять действующих больничных храмов: в Областном онкологическом диспансере – храм иконы «Скоропослушница», в Центральной городской клинической больнице в 1-й клинике (бывшая «Азот») – храм святых Космы и Дамиана, во 2-й клинике (бывшая ЦРБ) – храм преподобного Варлаама Хутынского, в Детской областной больнице – храм святых Веры, Надежды, Любови и Софии, и в Областном наркодиспансере «Катарсис» (здание бывшего Деревяницкого монастыря) – храм иконы «Неупиваемая Чаша». Еще есть часовня в Областной психиатрической больнице. И во многих других больницах священники совершают богослужения прямо в холлах или столовых, проходят в палаты к лежачим пациентам.
Надеюсь, что со временем храмы, где будут совершаться регулярные службы, появятся во всех больницах. Это очень нужно и для пациентов, и для медицинских работников.
Как в Новгороде появилось Общество православных врачей, куратором которого Вы являетесь?
– По всей России с начала 90-х было движение православных врачей, которое пыталось осмыслить этические вопросы в медицине (отношение к абортам, эвтаназии, репродуктивным технологиям, коммерциализации здравоохранения и др.). В 2007 году в нашу епархию пришло приглашение на Всероссийский учредительный съезд православных врачей. Владыка Лев благословил меня съездить, посмотреть, что это такое. Там я увидел, что в нашей стране есть много искренне верующих врачей, врачей-священников – тех, которые раньше были врачами, а теперь несут свое служение в Церкви, а также тех, кто совмещает оба служения.
Общество православных врачей – это хорошее начинание, которое объединяет медицинских работников и помогает посмотреть с духовной точки зрения на разные стороны нашей профессиональной деятельности. Вернувшись со съезда, я пригласил верующих коллег собраться в храме после службы. Мы стали регулярно встречаться, беседовать, обсуждать актуальные темы.
Постепенно к Обществу присоединились медицинские сёстры, друзья врачей, жены и мужья врачей. Так через несколько лет из нас выделилось движение добровольцев и сестер милосердия.
В феврале исполнилось четыре года, как создано Сестричество милосердия во имя святой Анны Новгородской. Какую помощь оказывают его участники? И как можно стать сестрой милосердия?
– Пять лет назад в нашей епархии был с визитом председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он первый после перестройки, еще в 1990-м году, организовал в Москве училище для сестер милосердия. Мы решили перенять этот опыт. К тому времени в Новгороде при 1-й городской больнице уже были свои добровольцы, которые оказывали милосердную помощь нуждающимся пациентам, были и прихожане нашего храма, ухаживавшие за пациентами психоневрологического интерната. Но все это было неофициально и иногда встречало непонимание медицинских работников. Не будем забывать, что больница и интернат – это учреждения со строгим санитарно-эпидемиологическим режимом, и просто так туда не попадешь.
Мы решили на базе Медицинского колледжа организовать курсы младшего медицинского персонала: дать людям минимальные знания по уходу за больными, чтобы они имели право надеть белые халаты и не были в больницах посторонними. Также необходимо было научить добровольцев и основам нашей веры, так как до сих пор многие прихожане имеют весьма отвлеченные понятия о Православии.
В первом наборе слушателей курсов был 24 человека, приходилось заниматься двумя группами. Следующие годы мы набирали только по одной группе, но каждый раз не менее десяти-двенадцати слушателей. В этом году уже состоялся пятый выпуск.
По благословению митрополита Льва небесным покровителем сестричества милосердия была выбрана новгородская святая – княгиня Анна, которая сама была многодетной мамой, много потрудилась на благо земли Новгородской, помогала сиротам и страждущим. На день ее памяти мы совершаем чин посвящения новых сестер: во время богослужения архиерей читает молитву о том, чтобы Господь даровал людям, осуществляющим милосердное служение, силы с любовью ухаживать за болящими. Сестрам, успешно закончившим курсы, вручаются специальные сертификаты за подписью ректора НовГУ и митрополита Новгородского и Старорусского, а также надеваются косыночки с красным крестом.
Членами сестричества могут стать совершеннолетние прихожане православных храмов, которые зарекомендовали себя ответственными добровольными помощниками в церковном социальном служении и успешно закончили курсы сестер милосердия.
Сестры милосердия оказывают помощь по уходу за одинокими пациентами, находящимися в социальных и медицинских учреждениях, проводят духовно-нравственные мероприятия как для персонала, так и для пациентов, помогают священнослужителям в совершении богослужений и треб. Другим, не менее важным направлением деятельности сестричества является помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Например, выпускникам детских домов, одиноким мамам с детьми, инвалидам и одиноким пожилым людям. Сестры милосердия совершают служение добровольно и безвозмездно.
Как отражается опыт христианина в его служении в больнице? Что помог изменить, приобрести, перенять в профессию медика духовный опыт?
– Думаю, это отношение к пациенту как к ближнему. Не просто как к человеку, который для тебя лишняя головная боль и проблема. Пациент – это не какая-нибудь деталь, которую ты пришел на завод выточить на станке, а образ и подобие Божие, и при этом нуждающийся в твоей помощи! Конечно, трудно об этом помнить всегда. Но если попробовать отнестись к кому-то повнимательнее, то увидишь, что это и тебе самому приносит радость!
В основе материала –
публикация сайта Новгородской епархии
Протоиерей Алексий Борискин
13 июня 2016 г
Ссылка на оригинал: http://www.pravoslavie.ru/94242.html