Минздрав перестал считать смертность населения критерием качества и доступности медпомощи
Проект программы госгарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медпомощи на ближайшие 3 года, подготовленный Минздравом, продолжает сокращать показатели смертности населения в качестве критериев качества и доступности медпомощи, сообщают эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье». Они также отмечают, что документ снимает ответственность за решение проблем пациентов с Минздрава и возлагает ее на общественные организации, не наделяя те соответствующими полномочиями.
Министерство здравоохранения РФ опубликовало проект программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Документ, определяющий сроки оказания и стоимость различных медицинских услуг и другие специальные нормативы, утверждается Правительством РФ ежегодно.
Из нового проекта исчезли отдельные показатели смертности населения как критерии качества и доступности медпомощи в стране, рассказал директор Фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
«Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), одним из критериев качества работы системы здравоохранения считается общая смертность населения. Российский Минздрав убрал этот критерий из программы госгарантий еще в прошлом году. Сейчас чиновники пошли дальше и выкинули из документа показатели смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза и злокачественных образований. Складывается впечатление, что эти заболевания больше не представляют серьезной опасности для россиян», - сообщил он.
Несмотря на то, что ВОЗ давно выработала универсальные критерии качества оказания медпомощи, Минздрав РФ не опирается на них, а свои критерии меняет ежегодно. Это затрудняет анализ и оценку работы системы здравоохранения, считает эксперт.
«Очень трудно сравнивать один год с другим, если критерии в программе госгарантий всякий раз различаются. И недопустимо убирать из этих критериев смертность населения. Похоже, что Минздрав подстраховывается, чтобы заранее снять с себя ответственность за негативные последствия своей работы», - отметил Эдуард Гаврилов.
В качестве примера подобного камуфлирования проблем он назвал продолжающийся в стране рост смертности «от прочих причин», за которым, по мнению экспертов, чиновники маскируют смертность от различных заболеваний. За первое полугодие 2016 года этот показатель вырос еще на 10%.
Эксперты также обращают внимание на то, что проект программы госгарантий впервые называет ответственные должностные лица и организации, обязанные решать в досудебном порядке проблемы пациентов при получении бесплатной медпомощи. В перечень, помимо главврачей больниц, страховых компаний и органов Росздравнадзора, которые и прежде были обязаны решать проблемы пациентов, вошли также общественные организации.
«В целом это положение не содержит ничего нового, кроме возложения ответственности на общественные организации и снятия ее с Минздрава, который себя в перечень ответственных организаций почему-то не включил. К сожалению, чиновники не объяснили, как общественники будут решать проблемы пациентов, не имея ни полномочий, ни реальных рычагов воздействия на исполнительную власть. Это не пациентоцентрированность, как говорят создатели документа, а очередная попытка Минздрава создать ее видимость», - заключил глава Фонда «Здоровье».